Данные – числа и закодированные символы, используемые в качестве операндов команд.
Основные типы данных в ассемблере
Тип | Директива | Количество байт |
Байт | DB | 1 |
Слово | DW | 2 |
Двойное слово | DD | 4 |
8 байт | DQ | 8 |
10 байт | DT | 10 |
Данные, обрабатываемые вычислительной машиной, можно разделить на 4 группы:
- целочисленные;
- вещественные.
- символьные;
- логические;
Целочисленные данные
Целые числа в ассемблере могут быть представлены в 1-байтной, 2-байтной, 4-байтной или 8-байтной форме. Целочисленные данные могут представляться в знаковой и беззнаковой форме.
Беззнаковые целые числа представляются в виде последовательности битов в диапазоне от 0 до 2n-1, где n- количество занимаемых битов.
Знаковые целые числа представляются в диапазоне -2n-1 … +2n-1-1. При этом старший бит данного отводится под знак числа (0 соответствует положительному числу, 1 – отрицательному).
Вещественные данные
Вещественные данные могут быть 4, 8 или 10-байтными и обрабатываются математическим сопроцессором.
Логические данные
Логические данные представляют собой бит информации и могут записываться в виде последовательности битов. Каждый бит может принимать значение 0 (ЛОЖЬ) или 1 (ИСТИНА). Логические данные могут начинаться с любой позиции в байте.
Символьные данные
Символьные данные задаются в кодах и имеют длину, как правило, 1 байт (для кодировки ASCII) или 2 байта (для кодировки Unicode) .
Числа в двоично-десятичном формате
В двоично-десятичном коде представляются беззнаковые целые числа, кодирующие цифры от 0 до 9. Числа в двоично-десятичном формате могут использоваться в одном из двух видов:
- упакованном;
- неупакованном.
В неупакованном виде в каждом байте хранится одна цифра, размещенная в младшей половине байта (биты 3…0).
Упакованный вид допускает хранение двух десятичных цифр в одном байте, причем старшая половина байта отводится под старший разряд.
Числовые константы
Числовые константы используются для обозначения арифметических операндов и адресов памяти. Для числовых констант в Ассемблере могут использоваться следующие числовые форматы.
Десятичный формат – допускает использование десятичных цифр от 0 до 9 и обозначается последней буквой d, которую можно не указывать, например, 125 или 125d. Ассемблер сам преобразует значения в десятичном формате в объектный шестнадцатеричный код и записывает байты в обратной последовательности для реализации прямой адресации.
Шестнадцатеричный формат – допускает использование шестнадцатеричных цифр от 0 до F и обозначается последней буквой h, например 7Dh. Так как ассемблер полагает, что с буквы начинаются идентификаторы, то первым символом шестнадцатеричной константы должна быть цифра от 0 до 9. Например, 0Eh.
Двоичный формат – допускает использование цифр 0 и 1 и обозначается последней буквой b. Двоичный формат обычно используется для более четкого представления битовых значений в логических командах (AND, OR, XOR).
Восьмеричный формат – допускает использование цифр от 0 до 7 и обозначается последней буквой q или o, например, 253q.
Массивы и цепочки
Массивом называется последовательный набор однотипных данных, именованный одним идентификатором.
Цепочка — массив, имеющий фиксированный набор начальных значений.
Примеры инициализации цепочек
M2 DD 0,1,2,3
Каждая из записей выделяет десять последовательных 4-байтных ячеек памяти и записывает в них значения 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Идентификатор M1 определяет смещение начала этой области в сегменте данных .DATA.
Для инициализации всех элементов массива одинаковыми значениями используется оператор DUP:
Идентификатор Тип Размер DUP (Значение)
Идентификатор — имя массива;
Тип — определяет количество байт, занимаемое одним элементом;
Размер — константа, характеризующая количество элементов в массиве
Значение — начальное значение элементов.
Например
описывает массив a из 20 элементов, начальные значения которых равны 0.
Если необходимо выделить память, но не инициализировать ее, в качестве поля Значение используется знак ?. Например,
Символьные строки
Символьные строки представляют собой набор символов для вывода на экран. Содержимое строки отмечается
- одиночными кавычками », например, ‘строка’
- двойными кавычками «», например «строка»
Символьная строка определяется только директивой DB, в которой указывается более одного символа в последовательности слева направо.
Символьная строка, предназначенная для корректного вывода, должна заканчиваться нуль-символом ‘\0’ с кодом, равным 0.
Для перевода строки могут использоваться символы
- возврат каретки с кодом 13 (0Dh)
- перевод строки с кодом 10 (0Ah).
Назад: Язык ассемблера
value1 DB "Утро",0 Кроме того, строку принято заканчивать нуль-символом - символом с кодом, равным 0. Если этого не сделать, то при выводе после содержимого строки будет выведено всё содержимое памяти, пока не встретится завершающий нуль-символ.
Возьмем для сравнения объявление переменных (строки):
Message db 'Hello, Wold!$'
и
File_name db 'C:\myfile.txt',0
или строку из вашего примера
value1 DB "Утро",0
В 32-разрядной системе строки заканчиваются нулем (или нуль-символом, что одно и то же).
Доллар является символом, поэтому записывается в конце строки в кавычках или апострофах. Символ с кодом 0 в апострофы включить невозможно, иначе это будет соответствовать символу с цифрой 0 на клавиатуре. Поэтому он записывается в конце строки после кавычек через запятую и занимает следующую ячейку памяти после строки.