Базовая система команд микропроцессора

Базовая система команд микропроцессора

Базовую систему команд микропроцессора можно условно разделить на несколько групп по функциональному назначению:

Кроме базовой системы команд микропроцессора существуют также команды расширений:

  • X87 – расширение, содержащее команды математического сопроцессора (работа с вещественными числами)
  • MMX – расширение, содержащее команды для кодирования/декодирования потоковых аудио/видео данных;
  • SSE – расширение включает в себя набор инструкций, который производит операции со скалярными и упакованными типами данных;
  • SSE2 – модификация SSE, содержит инструкции для потоковой обработки целочисленных данных, что делает это расширение более предпочтительным для целочисленных вычислений, нежели использование набора инструкций MMX, появившегося гораздо раньше;
  • SSE3, SSE4 – содержат дополнительные инструкции расширения SSE.

В таблице команд приняты следующие обозначения:
r – регистр
m – ячейка памяти
c – константа
8, 16, 32 – размер в битах
На все базовые команды процессора накладываются следующие ограничения:

  • Нельзя в одной команде оперировать двумя областями памяти одновременно. Если такая необходимость возникает, то нужно использовать в качестве промежуточного буфера любой доступный в данный момент регистр общего назначения.
  • Нельзя оперировать сегментным регистром и значением непосредственно из памяти. Поэтому для выполнения такой операции нужно использовать промежуточный объект. Это может быть регистр общего назначения или стек.
  • Нельзя оперировать двумя сегментными регистрами. Это объясняется тем, что в системе команд нет соответствующего кода операции. Но необходимость в таком действии часто возникает. Выполнить такую пересылку можно, используя в качестве промежуточных регистры общего назначения. Например,
    mov ax,ds
    mov es,ax    ; es=ds
  • Нельзя использовать сегментный регистр CS в качестве операнда приемника, поскольку в архитектуре микропроцессора пара CS:EIP всегда содержит адрес команды, которая должна выполняться следующей. Изменение содержимого регистра CS фактически означало бы операцию перехода, а не модификации, что недопустимо.
  • Операнды команды, если это не оговаривается дополнительно в описании команды, должны быть одного размера.

Команды передачи данных

Основной командой передачи данных является команда MOV, осуществляющая операцию присваивания:

MOV приемник, источник

Команда MOV присваивает значению операнда приемника значение операнда источника. В качестве приемника могут выступать регистр общего назначения, сегментный регистр или ячейка памяти, в качестве источника могут выступать константа, регистр общего назначения, сегментный регистр или ячейка памяти. Оба операнда должны быть одного размера.
Команды передачи данных представлены в таблице.

Команда Операнды Пояснение Описание
MOV r(m)8,r8
r(m)16,r16
r(m)32,r32
r8,r(m)8
r16,r(m)16
r32,r(m)32
r(m)8,c8
r(m)16,c16
r(m)32,c32
r(m)8=r8
r(m)16=r16
r(m)32=r32
r8=r(m)8
r16=r(m)16
r32=r(m)32
r(m)8=с8
r(m)16=с16
r(m)32=с32
Пересылка операндов
XCHG r(m)8, r8
r8, r(m)8
r(m)16,r16
r16, r(m)16
r(m)32, r32
r32, r(m)32
r(m)8 ↔r8
r8   ↔r(m)8
r(m)16↔r16
r16  ↔r(m)16
r(m)32↔r32
r32  ↔r(m)32
Обмен операндов
BSWAP r32 TEMP ← r32
r32[7..0]←TEMP[31..24]
r32[15..8]←TEMP[23..16]
r32[23..16]←TEMP[15..8]
r32[31..24]←TEMP[7..0]
Перестановка байтов из порядка "младший – стар­ший" в порядок "старший – млад­ший"
MOVSX r16, r(m)8
r32, r(m)8
r32, r(m)16
r16,r(m)8 DW ← DB
r32,r(m)8 DD ← DB
r32,r(m)16 DD ← DW
Пересылка с рас­ши­ре­ни­ем форма­та и дублирова­ни­ем знакового бита
MOVZX r16,r(m)8
r32,r/m8
r32,r/m16
r16,r(m)8 DW ← DB
r32,r(m)8   DD ← DB
r32,r(m)16  DD ← DW
Пересылка с рас­ши­ре­ни­ем форма­та и дублирова­ни­ем нулевого бита
XLATXLATB m8 AL=DS:[(E)BX+unsigned AL] Загрузить в AL байт из таблицы в сегменте данных, на начало которой указывает EBX (ВХ); начальное зна­чение AL игра­ет роль смещения
LEA r16, m
r32, m
r16=offset m
r32=offset m
Загрузка эффективного адреса
LDS r16,m16
r32,m16
DS:r=offset m Загрузить пару регистров из памя­ти
LSS SS:r=offset m
LES ES:r=offset m
LFS FS:r=offset m
LGS GS:r=offset m

Команды установки единичного бита

Проверяют условие состояния битов регистра EFLAGS и, если условие выполняется, то младший бит операнда устанавливается в 1, в противном случае в 0. Анализ битов производится аналогич­но условным перехо­дам.

Команда Операнды Пояснение
SETA
SETNBE
r(m)8 CF=0 и ZF=0
SETAE
SETNB
SETNC
CF=0
SETB
SETC
SETNAE
CF=1
SETBE
SETNA
CF=1 или ZF=1
SETE
SETZ
ZF=1
SETG
SETNLE
ZF=0 и SF=OF
SETGE
SETNL
SF=OF
SETL
SETNGE
SF!=OF
SETLE
SETNG
SF!=OF или ZF=1
SETNE
SETNZ
ZF=0
SETNO OF=0
SETNP
SETPO
PF=0
SETNS SF=0
SETO OF=1
SETP
SETPE
PF=1
SETS SF=1

Команды работы со стеком
Команда Операнды Пояснение Описание
PUSH r(m)32
r(m)16
c32
ESP=ESP-4; SS:ESP=r(m)32/c
SP=SP-2; SS:SP=r(m)16
Поместить операнд в вершину стека
POP r(m)32
r(m)16
r(m)32=SS:ESP; ESP=ESP+4
r(m)16=SS:SP; SP=SP+2;
Извлечь операнд из вершины стека
PUSHA
PUSHAD
r(m)32
r(m)16
- Поместить в стек регистры EAX, EBX, ECX, EDX, ESI, EDI, EBP, ESP
POPA
POPAD
- Извлечь из стека содержимое и заполнить регистры EAX, EBX, ECX, EDX, ESI, EDI, EBP, ESP
PUSHF - Поместить в вершину стека регистр EFLAGS
POPF - Извлечь содержимое вершины стека и заполнить регистр EFLAGS

Команды ввода-вывода

Микропроцессор может передавать данные в порты ввода-вывода, которые поддерживаются аппаратно и используют соответствующие своим предназначениям линии ввода-вывода процессора. Аппаратное адресное пространство ввода-вывода процессора не является физическим адресным пространством памяти. Адресное пространство ввода-вывода состоит из 64Кбайт индивидуально адресуемых 8-битных портов ввода-вывода, имеющих адреса 0...FFFFh. Адреса 0F8h...0FFh являются резервными. Любые два последовательных 8-битных порта могут быть объединены в 16-битный порт, 4 последовательных 8-битных порта – в 32-битный порт.

Команда Операнды Пояснение Описание
IN AL,c8
AX,c8
EAX,c8
AL,DX
AX,DX
EAX,DX
AL= port byte
AX= port word
EAX= port dword
AL= [DX-port]
AX= [DX-port]
EAX= [DX-port]
Ввод из порта
OUT c8, AL
c8, AX
c8, EAX
DX, AL
DX, AX
DX, EAX
port byte=AL
port word=AX
port dword=EAX
[DX-port]=AL
[DX-port]=AX
[DX-port]=EAX
Вывод в порт
INSB
INSW
INSD
- ES:(E)DI = [DX-port] Вводит данные из порта, адресуемого DX в ячейку памяти ES:[(E)DI]. После ввода 1, 2 или 4-байтного слова данных EDI/DI корректируется на 1,2,4. При наличии префикса REP процесс продолжается, пока EСХ>0
OUTSB
OUTSW
OUTSD
- [DX-port]=DS:(E)SI Выводит данные из ячейки памяти, определяемой регистрами DS:[(E)SI], в порт, адрес которого находится в DX. После вывода данных производится коррекция указателя ESI/SI на 1,2 или 4

Команды целочисленной арифметики
Команда Операнды Пояснение Описание
ADD r(m)8,с8
r(m)16,с16
r(m)32,с32
r(m)8,r8
r(m)16,r16
r(m)32,r32
r8,r(m)8
r16,r(m)16
r32,r(m)32
r(m)8=r(m)8+с8
r(m)16=r(m)16+с16
r(m)32=r(m)32+c32
r(m)8=r(m)8+r8
r(m)16=r(m)16+r16
r(m)32=r(m)32+r32
r8=r8+r(m)8
r16=r16+r(m)16
r32=r32+r(m)32
Сложение целых чисел
ADC Сложение целых чисел с учетом флага переноса CF
INC r(m)8
r(m)16
r(m)32
r/m8=r/m8±1
r(m)16=r(m)16±1
r(m)32=r(m)32±1
Увеличение на 1
DEC Уменьшение на 1
SUB r(m)8,с8
r(m)16,с16
r(m)32,с32
r(m)8,r8
r(m)16,r16
r(m)32,r32
r8,r(m)8
r16,r(m)16
r32,r(m)32
r(m)8=r(m)8-с8
r(m)16=r(m)16-с16
r(m)32=r(m)32-c32
r(m)8=r(m)8-r8
r(m)16=r(m)16-r16
r(m)32=r(m)32-r32
r8=r8-r(m)8
r16=r16-r(m)16
r32=r32-r(m)32
Вычитание целых чисел
SBB Вычитание с учетом флага переноса CF
CMP r(m)8,с8
r(m)16,с16
r(m)32,с32
r(m)8,r8
r(m)16,r16
r(m)32,r32
r8,r(m)8
r16,r(m)16
r32,r(m)32
r(m)8-с8
r(m)16-с16
r(m)32-c32
r(m)8-r8
r(m)16-r16
r(m)32-r32
r8-r(m)8
r16-r(m)16
r32-r(m)32
Сравнение целых чисел
По результату сравнения устанавливаются флаги
CF PF
AF ZF
SF OF
NEG r(m)8
r(m)16
r(m)32
r(m)8=-r(m)8
r(m)16=-r(m)16
r(m)32=-r(m)32
Изменение знака числа
MUL r(m)8
r(m)16
r(m)32
AX=AL*r(m)8
DX:AX=AX*r(m)16
EDX:EAX=EAX*r(m)32
Умножение без знака
IMUL r(m)8
r(m)16
r(m)32
r16,r(m)16
r32,r(m)32
r16,r(m)16,c
r32,r(m)32,c
r16,c
r32,c
AX=AL*r(m)8
DX:AX=AX*r(m)16
EDX:EAX=EAX*r(m)32
r16=r16*r(m)16
r32=r32*r(m)32
r16=r(m)16*c16
r32=r(m)32*c32
r16=r16*c16
r32=r32*c32
Умножение со знаком
DIV r(m)8
r(m)16
r(m)32
AL=AX/r(m)8, AH=mod
AX=DX:AX/r(m)16, DX=mod
EAX=EDX:EAX/r(m)32, EDX=mod
Деление без знака
IDIV Деление со знаком

Особого внимания среди рассмотренных команд целочисленной арифметики заслуживает команда CMP, которая вычитает второй операнд из первого и не сохраняет результат, а устанавливает биты OF, SF, ZF, AF, PF, CF регистра признаков EFLAGS в соответствии с результатом. Команда CMP чаще всего предшествует командам знакового или беззнакового условных переходов.

Логические команды

Выполнение логических операций описано здесь

Команда Операнды Пояснение Описание
AND r(m)8,с8
r(m)16,с16
r(m)32,с32
r(m)8,r8
r(m)16,r16
r(m)32,r32
r8,r(m)8
r16,r(m)16
r32,r(m)32
r(m)8=r(m)8 Ф с8
r(m)16=r(m)16 Ф с16
r(m)32=r(m)32 Ф c32
r(m)8=r(m)8 Ф r8
r(m)16=r(m)16 Ф r16
r(m)32=r(m)32 Ф r32
r8=r8 Ф r(m)8
r16=r16 Ф r(m)16
r32=r32 Ф r(m)32
Логическое умножение (И), конъюнкция
OR Логическое сложение (ИЛИ), дизъюнкция
XOR Исключающее ИЛИ
NOT r(m)8
r(m)16
r(m)32
r(m)8=~r(m)8
r(m)16=~r(m)16
r(m)32=~r(m)32
Логическое отрицание (НЕ), инверсия
TEST r(m)8,с8
r(m)16,с16
r(m)32,с32
r(m)8,r8
r(m)16,r16
r(m)32,r32
r8,r(m)8
r16,r(m)16
r32,r(m)32
r(m)8 & с8
r(m)16 & с16
r(m)32 & с32
r(m)8 & r8
r(m)16 & r16
r(m)32 & r32
r8 & r(m)8
r16 & r(m)16
r32 & r(m)32
Логическое умножение без сохранения результата. В соответствии с результатом устанавливаются флаги
PF ZF SF

Сдвиговые команды

Выполнение сдвиговых операций в языке Си рассмотрено здесь.

Команда Операнды Пояснение Описание
SHR r(m)8
r(m)8,CL
r(m)8,с
r(m)16
r(m)16,CL
r(m)16,c
r(m)32
r(m)32,CL
r(m)32,c
r(m)8 на 1 раздяд
r(m)8 на CL разрядов
r(m)8 на с разрядов
r(m)16 на 1 разряд
r(m)16 на CL разрядов
r(m)16 на c разрядов
r(m)32 на 1 разряд
r(m)32 на CL разрядов
r(m)32 на c разрядов
Логический сдвиг вправо
SAR Арифметический сдвиг вправо (старшие разряды заполняются значением знакового)
SHL
SAL
Логический (арифметический) сдвиг влево
ROR Циклический сдвиг вправо
ROL Циклический сдвиг влево
RСR Циклический сдвиг вправо через перенос
RCL Циклический сдвиг влево через перенос

Команды циклического сдвига выполняются в соответствии со схемой
Команды циклического сдвига

Команды коррекции двично-десятичных чисел

Команды коррекции двоично-десятичных чисел не имеют операндов и используют операнд по умолчанию, хранящийся в регистре AX (паре регистров AH:AL).

Команда Пояснение Описание
AAA
if((AL&0Fh)>9 || AF) {
  AH=AH+1;
  AL=(AL+6) & 0Fh;
  CF:=1; AF:=1;}
Коррекция AX после сложения двух неупакованных двоично-десятичных чисел
AAS
if((AL&0Fh)>9)|| AF) {
  AH=AH-1;
  AL=(AL-6)& 0Fh;
  CF=1; AF=1;}
Коррекция AX после вычитания двух неупакованных двоично-десятичных чисел
AAM
AH=AL/10;
AL=AL%10;
Коррекция AX после умножения двух неупакованных двоично-десятичных чисел
AAD
AL=AH*10+AL;
AH=0;
Коррекция AX перед делением двух неупакованных двоично-десятичных чисел
DAA
old_AL = AL;
old_CF = CF;
if(((AL & 0x0F)>9) || AF==1) {
  AL = AL + 6;
  CF = old_CF | CF;
  AF = 1;}
else
  AF = 0;
if((old_AL > 99h) || (CF==1)) {
  AL = AL + 60h;
  CF = 1;}
else
  CF = 0;
Коррекция AL после сложения двух упакованных двоично-десятичных чисел
DAS
old_AL = AL;
old_CF = CF;
if(((AL & 0x0F)>9) || AF==1) {
  AL = AL - 6;
  CF = old_CF | CF;
  AF = 1;}
else
  AF = 0;
if((old_AL > 99h) || (CF==1)) {
  AL = AL + 60h;
  CF = 1;}
else
  CF = 0;
Коррекция AL после вычитания двух упакованных двоично-десятичных чисел

Команды преобразования типов

Команды преобразования типов предназначены для корректного изменения размера операнда, заданного неявно в регистре-аккумуляторе (EAX, AX, AL). Непосредственно после аббревиатуры команды операнд не указывается.

Команда Пояснение Описание
CBW AX=(DW)AL 2 байта ← 1 байт
CWDE EAX=(DD)AX 4 байта ← 2 байта
CWD DX:AX=(DD)AX 4 байта ←  2 байта
CDQ EDX:EAX=(DQ)EAX 8 байт ← 4 байта

Команды управления флагами

Команды управления флагами предназначены для сброса или установки соответствующего бита регистра признаков EFLAGS. Команды управления флагами не имеют операндов.

Команда Пояснение Описание
CLC CF = 0 Сброс бита переноса
CLD DF=0 Сброс бита направления
CMC CF=!CF Инверсия бита переноса
STC CF=1 Установка бита переноса
STD DF=1 Установка бита направления
STI IF=1 Установка бита прерывания

Команды прерываний

Команды прерываний предназначены для управления программными прерываниями.
Прерывание – это, как правило, асинхронная остановка работы процессора, вызванная началом работы устройства ввода-вывода. Исключением являются синхронные прерывания, возникающие при определении некоторых предопределенных условий в процессе выполнения команды.
Когда поступает сигнал о прерывании, процессор останавливает выполнение текущей программы и переключается на выполнение обработчика прерывания, заранее записанного для каждого прерывания.
Архитектура IA-32 поддерживает 17 векторов аппаратных прерываний и 224 пользовательских.
Команда INT вызывает обработчик указанного операндом прерывания (константой). Операнд определяет номер вектора системного прерывания BIOS от 0 до 255, представленный в виде беззнакового 8-битного целого числа. При вызове обработчика прерывания в стеке сохраняются регистры EIP, CS и EFLAGS.
Прерывание по переполнению вызывается отдельной командой INTO и имеет вектор 04h.

Команда Пояснение Описание
INT с EIP → стек
CS → стек
EFLAGS → стек
переход к вектору c
Программное прерывание
INTO OF=1 Прерывание по переполнению
IRET EFLAGS ← стек
CS ← стек
EIP ← стек
возврат
Возврат из обработчика прерывания

Команды передачи управления
Команда Операнды Пояснение Описание
JMP метка
r(m)16
r(m)32
метка
адрес в r(m)16
адрес в r(m)32
Безусловный переход на адрес, указанный операндом

Команды обращения к процедуре (функции)

Команда Операнды Пояснение Описание
CALL метка
r(m)16
r(m)32
метка
адрес в r(m)16
адрес в r(m)32
Вызов процедуры, указанной операндом
RET -
c16
-
Удаляет из стека c16 байт
Возврат из процедуры

Команды поддержки языков высокого уровня

Команда Операнды Пояснение Описание
ENTER c16, c8 PUSH EBP
MOV EBP, ESP
Подготовка стека при входе в процедуру. Константа с16 указывает количество байт, резервируемых в стеке для локальных идентификаторов, константа с8 определяет вложенность процедуры
LEAVE - POP EBP Приведение стека в исходное состояние
BOUND r16, m16&16
r32, m32&32
m16<r16<m16&16
m32<r16<m32&32
Проверка индекса массива: сравнивает значение в регистре, заданном первым операндом с двумя значениями, расположенными последовательно в ячейке памяти, адресуемой вторым операндом.

Команды организации циклов - используют регистр ECX по умолчанию в качестве счетчика числа повторений цикла. Каждый раз при выполнении команды LOOPсс значение регистра ECX уменьшается на 1, а затем сравнивается с 0. Если ECX=0, выполнение цикла заканчивается, и продолжает выполняться код программы, записанный после команды LOOPcc. Если ECX содержит ненулевое значение, то осуществляется переход по адресу операнда команды LOOPcc.

Команда Операнды Пояснение Описание
LOOP метка
ECX=ECX-1;
if(CX>=0) EIP=метка;
Переход если ECX>0
LOOPE
LOOPZ
ECX=ECX-1;
if(ECX>0 && ZF==1)
  EIP=метка;
Переход если ECX>0 и ZF=1
LOOPNE
LOOPNZ
ECX=ECX-1;
if(ECX>0 && ZF==0)
  EIP=метка;
Переход если ECX>0 и ZF=0

Команды условных переходов - проверяют состояние одного или нескольких битов регистра признаков и при выполнении условия осуществляют передачу программного управления в другую точку кода, задаваемую операндом. Указанный класс команд не запоминает информацию для возврата. Операнд определяет адрес команды, которой должно быть передано управление.

Команда Операнды Пояснение Описание
JCXZ метка
if(ECX==0)
EIP=метка;
Переход при ECX=0
JC
if(CF==1)
EIP=метка;
Переход при переносе (CF=1)
JNC
if(CF==0)
EIP=метка;
Переход при отсутствии переноса (CF=0)
JS
if(SF==1)
EIP=метка;
Переход при отрицательном результате (SF=1)
JNS
if(SF==0)
EIP=метка;
Переход при неотрицательном результате (SF=0)
JE
JZ
if(ZF==1)
EIP=метка;
Переход при нулевом результате (ZF=1)
JNE
JNZ
if(ZF==0)
EIP=метка;
Переход при ненулевом результате (ZF=0)
JP
JPE
if(PF==1)
EIP=метка;
Переход по четности (PF=1)
JNP
JPO
if(PF==0)
EIP=метка;
Переход по нечетности (PF=0)
JO
JNZ
if(OF==1)
EIP=метка;
Переход при переполнении (OF=1)
JNO
JNZ
if(OF==0)
EIP=метка;
Переход при отсутствии переполнения (OF=0)


Беззнаковые переходы предназначены для сравнения беззнаковых величин и, как правило, используются непосредственно после команды сравнения CMP:

cmp m1, m2 ; сравнение m1 и m2, m1-m2

В аббревиатурах команд используются следующие обозначения:

  • A (above) - выше;
  • B (below) - ниже;
  • E (equal) - равно.
Команда Операнды Пояснение Описание
JB
JNAE
метка
cmp m1,m2
if(CF==1)
  EIP=метка;
Переход если ниже:
m1<m2
JBE
JNA
cmp m1,m2
if(CF==1 || ZF==1)
  EIP=метка;
Переход если не выше: m1<=m2
JAE
JNB
cmp m1,m2
if(CF==0)
  EIP=метка;
Переход если не ниже: m1>=m2
JA
JNBE
cmp m1,m2
if(CF==0 && ZF==0)
  EIP=метка;
Переход если выше: m1>m2


Знаковые переходы предназначены для сравнения знаковых величин и, как правило, используются непосредственно после команды сравнения CMP:

cmp m1, m2 ; сравнение m1 и m2, m1-m2

В аббревиатурах команд используются следующие обозначения:

  • L (less) - меньше;
  • G (greater) - больше;
  • E (equal) - равно.
Команда Операнды Пояснение Описание
JL
JNGE
метка
cmp m1,m2
if(SF != OF)
  EIP=метка;
Переход если меньше:
m1<m2
JLE
JNG
cmp m1,m2
if((SF != OF) || ZF==1)
  EIP=метка;
Переход если не больше: m1<=m2
JGE
JNL
cmp m1,m2
if(SF==OF)
  EIP=метка;
Переход если не меньше: m1>=m2
JG
JNLE
cmp m1,m2
if((SF==OF) && ZF==0)
  EIP=метка;
Переход если больше: m1>m2

Команды синхронизации работы процессора
Команда Описание
HLT Остановка процессора до внешнего прерывания
LOCK Префикс блокировки шины. Заставляет процессор сформировать сигнал LOCK# на время выполнения находящейся за префиксом команды. Этот сигнал блокирует запросы шины другими процессорами в мультипроцессорной системе
WAIT Ожидание завершения команды сопроцессора. Большинство команд сопроцессора автоматически вырабатывают эту команду
NOP Пустая операция
CPUID Получение информации о процессоре. Возвращаемое значение зависит от параметра в EAX

Команды побитового сканирования

 

Команда Операнды Описание
BSR r16,r(m)16
r32,r(m)32
Ищет 1 в операнде 2, начиная со старшего бита. Если 1 найдена, ее индекс записывается в операнд 1
BSF Ищет 1 в операнде 2, начиная со младшего бита. Если 1 найдена, ее индекс записывается в операнд 1
BT r(m)16,r16
r(m)32,r32
r(m)16,c8
r(m)32,c8
Тестирование бита с номером из операнда 2 в операнде 1 и перенос его значения во флаг CF.
BTC Тестирование бита с номером из операнда 2 в операнде 1 и перенос его значения во флаг CF с инверсией.
BTR Тестирование бита с номером из операнда 2 в операнде 1 и перенос его значения во флаг CF. Само значение бита сбрасывается в 0
BTS Тестирование бита с номером из операнда 2 в операнде 1 и перенос его значения во флаг CF. Само значение бита устанавливается в 1

Строковые команды

Строковые команды предназначены для обработки цепочек данных. Операнды в строковых командах задаются по умолчанию. Как правило,

  • операнд-источник адресуется регистром ESI внутри сегмента, на который указывает DS.
  • операнд-источник адресуется регистром EDI внутри сегмента, на который указывает ES.
Команда Операнды Пояснение Описание
MOVSB 1 байт ES:EDI = DS:ESI Копирование строки
MOVSW 2 байта
MOVSD 4 байта
LODSB 1 байт AL = DS:ESI Загрузка строки
LODSW 2 байта AX = DS:ESI
LODSD 4 байта EAX = DS:ESI
STOSB 1 байт ES:EDI = AL Сохранение строки
STOSW 2 байта ES:EDI = AX
STOSD 4 байта ES:EDI = EAX
SCASB 1 байт поиск AL в ES:EDI Поиск данных в строке
SCASW 2 байта поиск AX в ES:EDI
SCASD 4 байта поиск EAX в ES:EDI
CMPSB 1 байт поиск DS:ESI в ES:EDI Поиск данных в строке
CMPSW 2 байта
CMPSD 4 байта

Перед выполнением строковых команд содержимое индексных регистров ESI, EDI должно быть проинициализировано. Сегментные регистры DS, ES должны указывать на соответствующие сегменты данных.

Для повторения выполнения строковых команд используются префиксы. Например, чтобы скопировать строку по байтам, используется команда

REP MOVSB

Здесь префикс REP сообщает процессору о том, что команда MOVSB должна повторяться. Максимальное количество повторений задается до вызова строковой команды в регистре ECX. Каждое выполнение строковой команды уменьшает содержимое регистра ECX на 1 и результат сравнивает с 0. В случае если ECX=0 выполнение повторяющейся строковой команды прекращается, и продолжается выполнение оставшейся части программы. Каждое повторение строковой команды также изменяет содержимое используемых индексных регистров (ESI, EDI) на размер операнда, заданный в команде (1, 2 или 4 байта). Направление модификации индексных регистров задается битом направления DF:

  • DF=0: содержимое используемых индексных регистров увеличивается на размер операнда при каждом повторении.
  • DF=1: содержимое используемых индексных регистров уменьшается на размер операнда при каждом повторении.

Префиксы, используемые для повторения строковых команд, представлены в таблице

Префикс Команды, с которыми используется Описание
REP MOVS*
LODS*
STOS*
Повторение
REPE
REPZ
SCAS*
CMPS*
Повторение пока операнды равны
REPNE
REPNZ
SCAS*
CMPS*
Повторение пока операнды не равны

Назад

3 комментария к “Базовая система команд микропроцессора”

  1. Как написать процесс вычисления для такого выражения v = (x + 5 * (z + 3)) / (y — 1) + 3, где x и y — байты, а z и v — слова? Именно эту часть кода __asm { }.

    1. Елена Вставская

      1
      2
      3
      4
      5
      6
      7
      8
      9
      mov eax, z
      add eax, 3
      mov ebx, 5
      imul ebx
      add eax, x
      mov ebx, y
      dec ebx
      idiv ebx
      add eax, 3

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх