Базовую систему команд микропроцессора можно условно разделить на несколько групп по функциональному назначению:
- команды передачи данных
- команды установки единичного бита
- команды работы со стеком
- команды ввода-вывода
- арифметические команды
- логические команды
- сдвиговые команды
- команды коррекции двоично-десятичных чисел
- команды преобразования типов
- команды управления флагами
- команды прерываний
- команды передачи управления
- команды синхронизации работы процессора
- команды побитового сканирования
- строковые команды
Кроме базовой системы команд микропроцессора существуют также команды расширений:
- X87 – расширение, содержащее команды математического сопроцессора (работа с вещественными числами)
- MMX – расширение, содержащее команды для кодирования/декодирования потоковых аудио/видео данных;
- SSE – расширение включает в себя набор инструкций, который производит операции со скалярными и упакованными типами данных;
- SSE2 – модификация SSE, содержит инструкции для потоковой обработки целочисленных данных, что делает это расширение более предпочтительным для целочисленных вычислений, нежели использование набора инструкций MMX, появившегося гораздо раньше;
- SSE3, SSE4 – содержат дополнительные инструкции расширения SSE.
В таблице команд приняты следующие обозначения:
r – регистр
m – ячейка памяти
c – константа
8, 16, 32 – размер в битах
На все базовые команды процессора накладываются следующие ограничения:
- Нельзя в одной команде оперировать двумя областями памяти одновременно. Если такая необходимость возникает, то нужно использовать в качестве промежуточного буфера любой доступный в данный момент регистр общего назначения.
- Нельзя оперировать сегментным регистром и значением непосредственно из памяти. Поэтому для выполнения такой операции нужно использовать промежуточный объект. Это может быть регистр общего назначения или стек.
- Нельзя оперировать двумя сегментными регистрами. Это объясняется тем, что в системе команд нет соответствующего кода операции. Но необходимость в таком действии часто возникает. Выполнить такую пересылку можно, используя в качестве промежуточных регистры общего назначения. Например,
mov ax,ds
mov es,ax ; es=ds - Нельзя использовать сегментный регистр CS в качестве операнда приемника, поскольку в архитектуре микропроцессора пара CS:EIP всегда содержит адрес команды, которая должна выполняться следующей. Изменение содержимого регистра CS фактически означало бы операцию перехода, а не модификации, что недопустимо.
- Операнды команды, если это не оговаривается дополнительно в описании команды, должны быть одного размера.
Команды передачи данных
Основной командой передачи данных является команда MOV, осуществляющая операцию присваивания:
Команда MOV присваивает значению операнда приемника значение операнда источника. В качестве приемника могут выступать регистр общего назначения, сегментный регистр или ячейка памяти, в качестве источника могут выступать константа, регистр общего назначения, сегментный регистр или ячейка памяти. Оба операнда должны быть одного размера.
Команды передачи данных представлены в таблице.
Команда | Операнды | Пояснение | Описание |
MOV | r(m)8,r8 r(m)16,r16 r(m)32,r32 r8,r(m)8 r16,r(m)16 r32,r(m)32 r(m)8,c8 r(m)16,c16 r(m)32,c32 |
r(m)8=r8 r(m)16=r16 r(m)32=r32 r8=r(m)8 r16=r(m)16 r32=r(m)32 r(m)8=с8 r(m)16=с16 r(m)32=с32 |
Пересылка операндов |
XCHG | r(m)8, r8 r8, r(m)8 r(m)16,r16 r16, r(m)16 r(m)32, r32 r32, r(m)32 |
r(m)8 ↔r8 r8 ↔r(m)8 r(m)16↔r16 r16 ↔r(m)16 r(m)32↔r32 r32 ↔r(m)32 |
Обмен операндов |
BSWAP | r32 | TEMP ← r32 r32[7..0]←TEMP[31..24] r32[15..8]←TEMP[23..16] r32[23..16]←TEMP[15..8] r32[31..24]←TEMP[7..0] |
Перестановка байтов из порядка "младший – старший" в порядок "старший – младший" |
MOVSX | r16, r(m)8 r32, r(m)8 r32, r(m)16 |
r16,r(m)8 DW ← DB r32,r(m)8 DD ← DB r32,r(m)16 DD ← DW |
Пересылка с расширением формата и дублированием знакового бита |
MOVZX | r16,r(m)8 r32,r/m8 r32,r/m16 |
r16,r(m)8 DW ← DB r32,r(m)8 DD ← DB r32,r(m)16 DD ← DW |
Пересылка с расширением формата и дублированием нулевого бита |
XLATXLATB | m8 | AL=DS:[(E)BX+unsigned AL] | Загрузить в AL байт из таблицы в сегменте данных, на начало которой указывает EBX (ВХ); начальное значение AL играет роль смещения |
LEA | r16, m r32, m |
r16=offset m r32=offset m |
Загрузка эффективного адреса |
LDS | r16,m16 r32,m16 |
DS:r=offset m | Загрузить пару регистров из памяти |
LSS | SS:r=offset m | ||
LES | ES:r=offset m | ||
LFS | FS:r=offset m | ||
LGS | GS:r=offset m |
Команды установки единичного бита
Проверяют условие состояния битов регистра EFLAGS и, если условие выполняется, то младший бит операнда устанавливается в 1, в противном случае в 0. Анализ битов производится аналогично условным переходам.
Команда | Операнды | Пояснение |
SETA SETNBE |
r(m)8 | CF=0 и ZF=0 |
SETAE SETNB SETNC |
CF=0 | |
SETB SETC SETNAE |
CF=1 | |
SETBE SETNA |
CF=1 или ZF=1 | |
SETE SETZ |
ZF=1 | |
SETG SETNLE |
ZF=0 и SF=OF | |
SETGE SETNL |
SF=OF | |
SETL SETNGE |
SF!=OF | |
SETLE SETNG |
SF!=OF или ZF=1 | |
SETNE SETNZ |
ZF=0 | |
SETNO | OF=0 | |
SETNP SETPO |
PF=0 | |
SETNS | SF=0 | |
SETO | OF=1 | |
SETP SETPE |
PF=1 | |
SETS | SF=1 |
Команды работы со стеком
Команда | Операнды | Пояснение | Описание |
PUSH | r(m)32 r(m)16 c32 |
ESP=ESP-4; SS:ESP=r(m)32/c SP=SP-2; SS:SP=r(m)16 |
Поместить операнд в вершину стека |
POP | r(m)32 r(m)16 |
r(m)32=SS:ESP; ESP=ESP+4 r(m)16=SS:SP; SP=SP+2; |
Извлечь операнд из вершины стека |
PUSHA PUSHAD |
r(m)32 r(m)16 |
- | Поместить в стек регистры EAX, EBX, ECX, EDX, ESI, EDI, EBP, ESP |
POPA POPAD |
- | Извлечь из стека содержимое и заполнить регистры EAX, EBX, ECX, EDX, ESI, EDI, EBP, ESP | |
PUSHF | - | Поместить в вершину стека регистр EFLAGS | |
POPF | - | Извлечь содержимое вершины стека и заполнить регистр EFLAGS |
Команды ввода-вывода
Микропроцессор может передавать данные в порты ввода-вывода, которые поддерживаются аппаратно и используют соответствующие своим предназначениям линии ввода-вывода процессора. Аппаратное адресное пространство ввода-вывода процессора не является физическим адресным пространством памяти. Адресное пространство ввода-вывода состоит из 64Кбайт индивидуально адресуемых 8-битных портов ввода-вывода, имеющих адреса 0...FFFFh. Адреса 0F8h...0FFh являются резервными. Любые два последовательных 8-битных порта могут быть объединены в 16-битный порт, 4 последовательных 8-битных порта – в 32-битный порт.
Команда | Операнды | Пояснение | Описание |
IN | AL,c8 AX,c8 EAX,c8 AL,DX AX,DX EAX,DX |
AL= port byte AX= port word EAX= port dword AL= [DX-port] AX= [DX-port] EAX= [DX-port] |
Ввод из порта |
OUT | c8, AL c8, AX c8, EAX DX, AL DX, AX DX, EAX |
port byte=AL port word=AX port dword=EAX [DX-port]=AL [DX-port]=AX [DX-port]=EAX |
Вывод в порт |
INSB INSW INSD |
- | ES:(E)DI = [DX-port] | Вводит данные из порта, адресуемого DX в ячейку памяти ES:[(E)DI]. После ввода 1, 2 или 4-байтного слова данных EDI/DI корректируется на 1,2,4. При наличии префикса REP процесс продолжается, пока EСХ>0 |
OUTSB OUTSW OUTSD |
- | [DX-port]=DS:(E)SI | Выводит данные из ячейки памяти, определяемой регистрами DS:[(E)SI], в порт, адрес которого находится в DX. После вывода данных производится коррекция указателя ESI/SI на 1,2 или 4 |
Команды целочисленной арифметики
Команда | Операнды | Пояснение | Описание |
ADD | r(m)8,с8 r(m)16,с16 r(m)32,с32 r(m)8,r8 r(m)16,r16 r(m)32,r32 r8,r(m)8 r16,r(m)16 r32,r(m)32 |
r(m)8=r(m)8+с8 r(m)16=r(m)16+с16 r(m)32=r(m)32+c32 r(m)8=r(m)8+r8 r(m)16=r(m)16+r16 r(m)32=r(m)32+r32 r8=r8+r(m)8 r16=r16+r(m)16 r32=r32+r(m)32 |
Сложение целых чисел |
ADC | Сложение целых чисел с учетом флага переноса CF | ||
INC | r(m)8 r(m)16 r(m)32 |
r/m8=r/m8±1 r(m)16=r(m)16±1 r(m)32=r(m)32±1 |
Увеличение на 1 |
DEC | Уменьшение на 1 | ||
SUB | r(m)8,с8 r(m)16,с16 r(m)32,с32 r(m)8,r8 r(m)16,r16 r(m)32,r32 r8,r(m)8 r16,r(m)16 r32,r(m)32 |
r(m)8=r(m)8-с8 r(m)16=r(m)16-с16 r(m)32=r(m)32-c32 r(m)8=r(m)8-r8 r(m)16=r(m)16-r16 r(m)32=r(m)32-r32 r8=r8-r(m)8 r16=r16-r(m)16 r32=r32-r(m)32 |
Вычитание целых чисел |
SBB | Вычитание с учетом флага переноса CF | ||
CMP | r(m)8,с8 r(m)16,с16 r(m)32,с32 r(m)8,r8 r(m)16,r16 r(m)32,r32 r8,r(m)8 r16,r(m)16 r32,r(m)32 |
r(m)8-с8 r(m)16-с16 r(m)32-c32 r(m)8-r8 r(m)16-r16 r(m)32-r32 r8-r(m)8 r16-r(m)16 r32-r(m)32 |
Сравнение целых чисел По результату сравнения устанавливаются флаги CF PF AF ZF SF OF |
NEG | r(m)8 r(m)16 r(m)32 |
r(m)8=-r(m)8 r(m)16=-r(m)16 r(m)32=-r(m)32 |
Изменение знака числа |
MUL | r(m)8 r(m)16 r(m)32 |
AX=AL*r(m)8 DX:AX=AX*r(m)16 EDX:EAX=EAX*r(m)32 |
Умножение без знака |
IMUL | r(m)8 r(m)16 r(m)32 r16,r(m)16 r32,r(m)32 r16,r(m)16,c r32,r(m)32,c r16,c r32,c |
AX=AL*r(m)8 DX:AX=AX*r(m)16 EDX:EAX=EAX*r(m)32 r16=r16*r(m)16 r32=r32*r(m)32 r16=r(m)16*c16 r32=r(m)32*c32 r16=r16*c16 r32=r32*c32 |
Умножение со знаком |
DIV | r(m)8 r(m)16 r(m)32 |
AL=AX/r(m)8, AH=mod AX=DX:AX/r(m)16, DX=mod EAX=EDX:EAX/r(m)32, EDX=mod |
Деление без знака |
IDIV | Деление со знаком |
Особого внимания среди рассмотренных команд целочисленной арифметики заслуживает команда CMP, которая вычитает второй операнд из первого и не сохраняет результат, а устанавливает биты OF, SF, ZF, AF, PF, CF регистра признаков EFLAGS в соответствии с результатом. Команда CMP чаще всего предшествует командам знакового или беззнакового условных переходов.
Логические команды
Выполнение логических операций описано здесь
Команда | Операнды | Пояснение | Описание |
AND | r(m)8,с8 r(m)16,с16 r(m)32,с32 r(m)8,r8 r(m)16,r16 r(m)32,r32 r8,r(m)8 r16,r(m)16 r32,r(m)32 |
r(m)8=r(m)8 Ф с8 r(m)16=r(m)16 Ф с16 r(m)32=r(m)32 Ф c32 r(m)8=r(m)8 Ф r8 r(m)16=r(m)16 Ф r16 r(m)32=r(m)32 Ф r32 r8=r8 Ф r(m)8 r16=r16 Ф r(m)16 r32=r32 Ф r(m)32 |
Логическое умножение (И), конъюнкция |
OR | Логическое сложение (ИЛИ), дизъюнкция | ||
XOR | Исключающее ИЛИ | ||
NOT | r(m)8 r(m)16 r(m)32 |
r(m)8=~r(m)8 r(m)16=~r(m)16 r(m)32=~r(m)32 |
Логическое отрицание (НЕ), инверсия |
TEST | r(m)8,с8 r(m)16,с16 r(m)32,с32 r(m)8,r8 r(m)16,r16 r(m)32,r32 r8,r(m)8 r16,r(m)16 r32,r(m)32 |
r(m)8 & с8 r(m)16 & с16 r(m)32 & с32 r(m)8 & r8 r(m)16 & r16 r(m)32 & r32 r8 & r(m)8 r16 & r(m)16 r32 & r(m)32 |
Логическое умножение без сохранения результата. В соответствии с результатом устанавливаются флаги PF ZF SF |
Сдвиговые команды
Выполнение сдвиговых операций в языке Си рассмотрено здесь.
Команда | Операнды | Пояснение | Описание |
SHR | r(m)8 r(m)8,CL r(m)8,с r(m)16 r(m)16,CL r(m)16,c r(m)32 r(m)32,CL r(m)32,c |
r(m)8 на 1 раздяд r(m)8 на CL разрядов r(m)8 на с разрядов r(m)16 на 1 разряд r(m)16 на CL разрядов r(m)16 на c разрядов r(m)32 на 1 разряд r(m)32 на CL разрядов r(m)32 на c разрядов |
Логический сдвиг вправо |
SAR | Арифметический сдвиг вправо (старшие разряды заполняются значением знакового) | ||
SHL SAL |
Логический (арифметический) сдвиг влево | ||
ROR | Циклический сдвиг вправо | ||
ROL | Циклический сдвиг влево | ||
RСR | Циклический сдвиг вправо через перенос | ||
RCL | Циклический сдвиг влево через перенос |
Команды циклического сдвига выполняются в соответствии со схемой
Команды коррекции двично-десятичных чисел
Команды коррекции двоично-десятичных чисел не имеют операндов и используют операнд по умолчанию, хранящийся в регистре AX (паре регистров AH:AL).
Команда | Пояснение | Описание |
AAA |
if((AL&0Fh)>9 || AF) {
AH=AH+1;
AL=(AL+6) & 0Fh;
CF:=1; AF:=1;}
|
Коррекция AX после сложения двух неупакованных двоично-десятичных чисел |
AAS |
if((AL&0Fh)>9)|| AF) {
AH=AH-1;
AL=(AL-6)& 0Fh;
CF=1; AF=1;}
|
Коррекция AX после вычитания двух неупакованных двоично-десятичных чисел |
AAM |
AH=AL/10;
AL=AL%10; |
Коррекция AX после умножения двух неупакованных двоично-десятичных чисел |
AAD |
AL=AH*10+AL;
AH=0; |
Коррекция AX перед делением двух неупакованных двоично-десятичных чисел |
DAA |
old_AL = AL;
old_CF = CF; if(((AL & 0x0F)>9) || AF==1) { AL = AL + 6;
CF = old_CF | CF;
AF = 1;}
else AF = 0;
if((old_AL > 99h) || (CF==1)) { AL = AL + 60h;
CF = 1;}
else CF = 0;
|
Коррекция AL после сложения двух упакованных двоично-десятичных чисел |
DAS |
old_AL = AL;
old_CF = CF; if(((AL & 0x0F)>9) || AF==1) { AL = AL - 6;
CF = old_CF | CF;
AF = 1;}
else AF = 0;
if((old_AL > 99h) || (CF==1)) { AL = AL + 60h;
CF = 1;}
else CF = 0;
|
Коррекция AL после вычитания двух упакованных двоично-десятичных чисел |
Команды преобразования типов
Команды преобразования типов предназначены для корректного изменения размера операнда, заданного неявно в регистре-аккумуляторе (EAX, AX, AL). Непосредственно после аббревиатуры команды операнд не указывается.
Команда | Пояснение | Описание |
CBW | AX=(DW)AL | 2 байта ← 1 байт |
CWDE | EAX=(DD)AX | 4 байта ← 2 байта |
CWD | DX:AX=(DD)AX | 4 байта ← 2 байта |
CDQ | EDX:EAX=(DQ)EAX | 8 байт ← 4 байта |
Команды управления флагами
Команды управления флагами предназначены для сброса или установки соответствующего бита регистра признаков EFLAGS. Команды управления флагами не имеют операндов.
Команда | Пояснение | Описание |
CLC | CF = 0 | Сброс бита переноса |
CLD | DF=0 | Сброс бита направления |
CMC | CF=!CF | Инверсия бита переноса |
STC | CF=1 | Установка бита переноса |
STD | DF=1 | Установка бита направления |
STI | IF=1 | Установка бита прерывания |
Команды прерываний
Команды прерываний предназначены для управления программными прерываниями.
Прерывание – это, как правило, асинхронная остановка работы процессора, вызванная началом работы устройства ввода-вывода. Исключением являются синхронные прерывания, возникающие при определении некоторых предопределенных условий в процессе выполнения команды.
Когда поступает сигнал о прерывании, процессор останавливает выполнение текущей программы и переключается на выполнение обработчика прерывания, заранее записанного для каждого прерывания.
Архитектура IA-32 поддерживает 17 векторов аппаратных прерываний и 224 пользовательских.
Команда INT вызывает обработчик указанного операндом прерывания (константой). Операнд определяет номер вектора системного прерывания BIOS от 0 до 255, представленный в виде беззнакового 8-битного целого числа. При вызове обработчика прерывания в стеке сохраняются регистры EIP, CS и EFLAGS.
Прерывание по переполнению вызывается отдельной командой INTO и имеет вектор 04h.
Команда | Пояснение | Описание |
INT с | EIP → стек CS → стек EFLAGS → стек переход к вектору c |
Программное прерывание |
INTO | OF=1 | Прерывание по переполнению |
IRET | EFLAGS ← стек CS ← стек EIP ← стек возврат |
Возврат из обработчика прерывания |
Команды передачи управления
Команда | Операнды | Пояснение | Описание |
JMP | метка r(m)16 r(m)32 |
метка адрес в r(m)16 адрес в r(m)32 |
Безусловный переход на адрес, указанный операндом |
Команды обращения к процедуре (функции)
Команда | Операнды | Пояснение | Описание |
CALL | метка r(m)16 r(m)32 |
метка адрес в r(m)16 адрес в r(m)32 |
Вызов процедуры, указанной операндом |
RET | - c16 |
- Удаляет из стека c16 байт |
Возврат из процедуры |
Команды поддержки языков высокого уровня
Команда | Операнды | Пояснение | Описание |
ENTER | c16, c8 | PUSH EBP MOV EBP, ESP |
Подготовка стека при входе в процедуру. Константа с16 указывает количество байт, резервируемых в стеке для локальных идентификаторов, константа с8 определяет вложенность процедуры |
LEAVE | - | POP EBP | Приведение стека в исходное состояние |
BOUND | r16, m16&16 r32, m32&32 |
m16<r16<m16&16 m32<r16<m32&32 |
Проверка индекса массива: сравнивает значение в регистре, заданном первым операндом с двумя значениями, расположенными последовательно в ячейке памяти, адресуемой вторым операндом. |
Команды организации циклов - используют регистр ECX по умолчанию в качестве счетчика числа повторений цикла. Каждый раз при выполнении команды LOOPсс значение регистра ECX уменьшается на 1, а затем сравнивается с 0. Если ECX=0, выполнение цикла заканчивается, и продолжает выполняться код программы, записанный после команды LOOPcc. Если ECX содержит ненулевое значение, то осуществляется переход по адресу операнда команды LOOPcc.
Команда | Операнды | Пояснение | Описание |
LOOP | метка |
ECX=ECX-1;
if(CX>=0) EIP=метка; |
Переход если ECX>0 |
LOOPE LOOPZ |
ECX=ECX-1;
if(ECX>0 && ZF==1) EIP=метка;
|
Переход если ECX>0 и ZF=1 | |
LOOPNE LOOPNZ |
ECX=ECX-1;
if(ECX>0 && ZF==0) EIP=метка;
|
Переход если ECX>0 и ZF=0 |
Команды условных переходов - проверяют состояние одного или нескольких битов регистра признаков и при выполнении условия осуществляют передачу программного управления в другую точку кода, задаваемую операндом. Указанный класс команд не запоминает информацию для возврата. Операнд определяет адрес команды, которой должно быть передано управление.
Команда | Операнды | Пояснение | Описание |
JCXZ | метка |
if(ECX==0)
EIP=метка; |
Переход при ECX=0 |
JC |
if(CF==1)
EIP=метка; |
Переход при переносе (CF=1) | |
JNC |
if(CF==0)
EIP=метка; |
Переход при отсутствии переноса (CF=0) | |
JS |
if(SF==1)
EIP=метка; |
Переход при отрицательном результате (SF=1) | |
JNS |
if(SF==0)
EIP=метка; |
Переход при неотрицательном результате (SF=0) | |
JE JZ |
if(ZF==1)
EIP=метка; |
Переход при нулевом результате (ZF=1) | |
JNE JNZ |
if(ZF==0)
EIP=метка; |
Переход при ненулевом результате (ZF=0) | |
JP JPE |
if(PF==1)
EIP=метка; |
Переход по четности (PF=1) | |
JNP JPO |
if(PF==0)
EIP=метка; |
Переход по нечетности (PF=0) | |
JO JNZ |
if(OF==1)
EIP=метка; |
Переход при переполнении (OF=1) | |
JNO JNZ |
if(OF==0)
EIP=метка; |
Переход при отсутствии переполнения (OF=0) |
Беззнаковые переходы предназначены для сравнения беззнаковых величин и, как правило, используются непосредственно после команды сравнения CMP:
В аббревиатурах команд используются следующие обозначения:
- A (above) - выше;
- B (below) - ниже;
- E (equal) - равно.
Команда | Операнды | Пояснение | Описание |
JB JNAE |
метка |
cmp m1,m2
if(CF==1) EIP=метка;
|
Переход если ниже: m1<m2 |
JBE JNA |
cmp m1,m2
if(CF==1 || ZF==1) EIP=метка;
|
Переход если не выше: m1<=m2 | |
JAE JNB |
cmp m1,m2
if(CF==0) EIP=метка;
|
Переход если не ниже: m1>=m2 | |
JA JNBE |
cmp m1,m2
if(CF==0 && ZF==0) EIP=метка;
|
Переход если выше: m1>m2 |
Знаковые переходы предназначены для сравнения знаковых величин и, как правило, используются непосредственно после команды сравнения CMP:
В аббревиатурах команд используются следующие обозначения:
- L (less) - меньше;
- G (greater) - больше;
- E (equal) - равно.
Команда | Операнды | Пояснение | Описание |
JL JNGE |
метка |
cmp m1,m2
if(SF != OF) EIP=метка;
|
Переход если меньше: m1<m2 |
JLE JNG |
cmp m1,m2
if((SF != OF) || ZF==1) EIP=метка;
|
Переход если не больше: m1<=m2 | |
JGE JNL |
cmp m1,m2
if(SF==OF) EIP=метка;
|
Переход если не меньше: m1>=m2 | |
JG JNLE |
cmp m1,m2
if((SF==OF) && ZF==0) EIP=метка;
|
Переход если больше: m1>m2 |
Команды синхронизации работы процессора
Команда | Описание |
HLT | Остановка процессора до внешнего прерывания |
LOCK | Префикс блокировки шины. Заставляет процессор сформировать сигнал LOCK# на время выполнения находящейся за префиксом команды. Этот сигнал блокирует запросы шины другими процессорами в мультипроцессорной системе |
WAIT | Ожидание завершения команды сопроцессора. Большинство команд сопроцессора автоматически вырабатывают эту команду |
NOP | Пустая операция |
CPUID | Получение информации о процессоре. Возвращаемое значение зависит от параметра в EAX |
Команды побитового сканирования
Команда | Операнды | Описание |
BSR | r16,r(m)16 r32,r(m)32 |
Ищет 1 в операнде 2, начиная со старшего бита. Если 1 найдена, ее индекс записывается в операнд 1 |
BSF | Ищет 1 в операнде 2, начиная со младшего бита. Если 1 найдена, ее индекс записывается в операнд 1 | |
BT | r(m)16,r16 r(m)32,r32 r(m)16,c8 r(m)32,c8 |
Тестирование бита с номером из операнда 2 в операнде 1 и перенос его значения во флаг CF. |
BTC | Тестирование бита с номером из операнда 2 в операнде 1 и перенос его значения во флаг CF с инверсией. | |
BTR | Тестирование бита с номером из операнда 2 в операнде 1 и перенос его значения во флаг CF. Само значение бита сбрасывается в 0 | |
BTS | Тестирование бита с номером из операнда 2 в операнде 1 и перенос его значения во флаг CF. Само значение бита устанавливается в 1 |
Строковые команды
Строковые команды предназначены для обработки цепочек данных. Операнды в строковых командах задаются по умолчанию. Как правило,
- операнд-источник адресуется регистром ESI внутри сегмента, на который указывает DS.
- операнд-источник адресуется регистром EDI внутри сегмента, на который указывает ES.
Команда | Операнды | Пояснение | Описание |
MOVSB | 1 байт | ES:EDI = DS:ESI | Копирование строки |
MOVSW | 2 байта | ||
MOVSD | 4 байта | ||
LODSB | 1 байт | AL = DS:ESI | Загрузка строки |
LODSW | 2 байта | AX = DS:ESI | |
LODSD | 4 байта | EAX = DS:ESI | |
STOSB | 1 байт | ES:EDI = AL | Сохранение строки |
STOSW | 2 байта | ES:EDI = AX | |
STOSD | 4 байта | ES:EDI = EAX | |
SCASB | 1 байт | поиск AL в ES:EDI | Поиск данных в строке |
SCASW | 2 байта | поиск AX в ES:EDI | |
SCASD | 4 байта | поиск EAX в ES:EDI | |
CMPSB | 1 байт | поиск DS:ESI в ES:EDI | Поиск данных в строке |
CMPSW | 2 байта | ||
CMPSD | 4 байта |
Перед выполнением строковых команд содержимое индексных регистров ESI, EDI должно быть проинициализировано. Сегментные регистры DS, ES должны указывать на соответствующие сегменты данных.
Для повторения выполнения строковых команд используются префиксы. Например, чтобы скопировать строку по байтам, используется команда
Здесь префикс REP сообщает процессору о том, что команда MOVSB должна повторяться. Максимальное количество повторений задается до вызова строковой команды в регистре ECX. Каждое выполнение строковой команды уменьшает содержимое регистра ECX на 1 и результат сравнивает с 0. В случае если ECX=0 выполнение повторяющейся строковой команды прекращается, и продолжается выполнение оставшейся части программы. Каждое повторение строковой команды также изменяет содержимое используемых индексных регистров (ESI, EDI) на размер операнда, заданный в команде (1, 2 или 4 байта). Направление модификации индексных регистров задается битом направления DF:
- DF=0: содержимое используемых индексных регистров увеличивается на размер операнда при каждом повторении.
- DF=1: содержимое используемых индексных регистров уменьшается на размер операнда при каждом повторении.
Префиксы, используемые для повторения строковых команд, представлены в таблице
Префикс | Команды, с которыми используется | Описание |
REP | MOVS* LODS* STOS* |
Повторение |
REPE REPZ |
SCAS* CMPS* |
Повторение пока операнды равны |
REPNE REPNZ |
SCAS* CMPS* |
Повторение пока операнды не равны |
Как написать процесс вычисления для такого выражения v = (x + 5 * (z + 3)) / (y — 1) + 3, где x и y — байты, а z и v — слова? Именно эту часть кода __asm { }.
2
3
4
5
6
7
8
9
add eax, 3
mov ebx, 5
imul ebx
add eax, x
mov ebx, y
dec ebx
idiv ebx
add eax, 3
Спасибо за статью. Давно ищу такой материал.