Неявный указатель this

Язык C++ / Неявный указатель this

 

Ключевое слово this представляет собой неявно определенный указатель на сам объект. С его помощью метод класса определяет, с данными какого объекта ему предстоит работать. Каждый метод класса неявно содержит в качестве поля данных указатель:

 
ИмяКласса *this;


При вызове метода ему передается неявный аргумент, содержащий адрес объекта, для которого эта функция вызывается.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
class example {
  int m;
public:
  int readm() { return m; }  // return this->m
};
void f() {
  example aa, bb;
  int a = aa.readm();  // this указывает на aa
  int b = bb.readm(); // this указывает на bb
}

В первом случае функции readm() неявно передается указатель на объект aa, а во втором случае – bb.

Использование this необходимо в функциях, которые непосредственно работают с указателем на объект:

  • this  – указатель на объект (адрес объекта)
  • *this  – разыменованый указатель (сам объект)

Указатель this удобно использовать, например, в конструкторах, когда имена передаваемых параметров совпадают с именами полей класса.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
class date
{
  int day, month, year;
public:
  date(int day, int month, int year)
  {
    this->day = day; //поле класса = аргумент
    this->month = month;
    this->year = year;
  }
};

В случае если аргументы и поля класса имеют разные имена, указатель this при обращении к полям класса может быть опущен. Но в приведенном выше примере использование this указывает, что мы ходим обратиться именно к полю класса.

Внутри тела класса могут использоваться ссылки или указатели на тот же класс. Это позволяет строить рекурсивные структуры класса.

Указатель this может быть использован только для нестатического метода.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
#include <iostream>
using namespace std;
class example {
private:
  char c1, c2;
public:
  void init(char b) { c1 = b; c2 = b + 1; }
  example &increment() { c1++; c2++; return(*this); }
  example *where() { return(this); }
  void print() { cout << c1 << " " << c2 << endl; }
};
int main() {
  example a, b;
  a.init('A');  // a.c1=’A’, a.c2=’B’
  b.init('B');  // b.c1=’B’, b.c2=’C’
  a.print();  // A B
  cout << "&a = " << a.where() << endl; // &a=########
  a.increment().print();  // B C
  b.increment().print();  // C D
  cin.get();
  return 0;
}

Результат выполнения:
Использование указателя this


Назад: Язык C++

Комментариев к записи: 1

  • SpeedSoccer 2
    Существуют, как правило, шаблонные классы, реализующие указатели, но избавляясь от ряда их недостатков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *