Элементы управления окна

Элементы управления окна

Главным элементом программы в среде Windows является окно. Окно может содержать элементы управления: кнопки, списки, поля редактирования и др.

Эти элементы также являются окнами, но обладающими особым свойством: события, происходящие с этими элементами (и самим окном), приводят к приходу сообщений в процедуру окна.

Системный класс Предназначение
BUTTON Кнопка
COMBOBOX   Комбинированное окно (окно со списком и поля выбора)
EDIT   Окно редактирования текста
LISTBOX   Окно со списком
SCROLLBAR   Полоса прокрутки
STATIC   Статический элемент (текст)

Создание элементов управления окна  осуществляется функцией

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
HWND WINAPI CreateWindow(
_In_opt_ LPCTSTR lpClassName, // имя предопределенного класса
_In_opt_ LPCTSTR lpWindowName, // текст
_In_ DWORD dwStyle, // стиль
_In_ int x, // координата x
_In_ int y, // координата y
_In_ int nWidth, // ширина
_In_ int nHeight, // высота
_In_opt_ HWND hWndParent, // дескриптор родительского окна
_In_opt_ HMENU hMenu, // номер пункта меню
_In_opt_ HINSTANCE hInstance, // дескриптор приложения
_In_opt_ LPVOID lpParam ); // NULL

Указанная функция возвращает дескриптор элемента управления окна, который может быть впоследствии использован для анализа элемента управления, с которым связано обрабатываемое событие. Дескриптор кнопки, например, передается в оконную функцию в качестве параметра lparam.

Таблицу стилей элементов управления окна можно  устанавливать в параметре dwStyle как и для создания родительского окна. При этом обязательно указывается, что создаваемое окно является дочерним — WS_CHILD.

Кнопка

Кнопка — это маленькое прямоугольное дочернее окно, которое представляет собой кнопку, по которой пользователь может щелкать мышью, чтобы активировать действие нажатия на кнопку. Кнопки могут использоваться самостоятельно или в группах, и они могут иметь текстовую подпись или появляться без текста.

Кнопки управления обычно изменяют свой вид, когда пользователь щелкает мышью по ним.

Состояния кнопки

При нажатии кнопки операционная система генерирует сообщение WM_COMMAND с параметром lParam, соответствующим дескриптору кнопки.

Обработка нажатия кнопки:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
LONG WINAPI WndProc(HWND hwnd, UINT Message, WPARAM wparam, LPARAM lparam) 
{
  …
  switch (Message) 
  {
    case WM_COMMAND:
      if(lparam == (LPARAM)hBtn) 
      {
        //обработка нажатия кнопки
      }
      break;
    …
  }
}

В данном коде параметр lparam сравнивается с дескриптором каждой кнопки (в данном случае hbtn.

Поле редактирования

Поле редактирования — прямоугольное дочернее окно, внутри которого пользователь может напечатать с клавиатуры текст. Пользователь выбирает орган управления и дает ему фокус клавиатуры, щелкая по нему мышью или перемещая в него, каретку путем нажатия клавиши ТАБУЛЯЦИИ (TAB).

Пользователь может вводить текст, когда окно редактирования текста отображает мигающую каретку.

Для считывания информации из поля редактирования используется функция

 
 
 
 
int WINAPI GetWindowText(
_In_   HWND hWnd,   // дескриптор поля
_Out_  LPTSTR lpString,   // указатель на текстовую строку
_In_   int nMaxCount );       // максимальное количество символов

Возвращаемое значение – длина считанной текстовой строки.

Для установки текста в поле редактирования используется функция

 
 
 
BOOL WINAPI SetWindowText(
_In_      HWND hWnd,   // дескриптор поля
_In_opt_  LPCTSTR lpString ); // указатель на текстовую строку

В случае успешного завершения функция возвращает ненулевое значение.

Статический текст

Статический текст — это текстовое поле, окно или прямоугольник, используемый для надписей, не подлежащих редактированию.

Для установки статического текста используется та же функция SetWindowText.

Пример на С++: Найти сумму двух чисел.

Программа создает два поля редактирования для ввода чисел и кнопку «Рассчитать», при нажатии на которую выводится статический текст, соответствующий сумме.

Для перевода строки в целое число и обратно использованы функции StrToInt и IntToStr, описанные в статье Преобразование строки в число и обратно. Только для соответствия символьных типов используется тип TCHAR.

Также использовалась многобайтовая кодировка.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
#include <windows.h>
#include <tchar.h>
LRESULT CALLBACK WndProc(HWND hwnd, UINT Message, WPARAM wparam, LPARAM lparam);
int StrToInt(TCHAR* s)
{
    int temp = 0; // число
    int i = 0;
    int sign = 0; // знак числа 0- положительное, 1 - отрицательное
    if (s[i] == '-')
    {
        sign = 1;
        i++;
    }
    while (s[i] >= 0x30 && s[i] <= 0x39)
    {
        temp = temp + (s[i] & 0x0F);
        temp = temp * 10;
        i++;
    }
    temp = temp / 10;
    if (sign == 1)
        temp = -temp;
    return(temp);
}
// Функция преобразования числа в строку
TCHAR* IntToStr(int n)
{
    TCHAR s[40], t, *temp;
    int i, k;
    int sign = 0;
    i = 0;
    k = n;
    if (k < 0)
    {
        sign = 1;
        k = -k;
    }
    do {
        t = k % 10;
        k = k / 10;
        s[i] = t | 0x30;
        i++;
    } while (k > 0);
    if (sign == 1)
    {
        s[i] = '-';
        i++;
    }
    temp = new TCHAR[i];
    k = 0;
    i--;
    while (i >= 0) {
        temp[k] = s[i];
        i--; k++;
    }
    temp[k] = '\0';
    return(temp);
}
// Стартовая функция
int  WINAPI  WinMain(HINSTANCE  hInstance, HINSTANCE hPrevInstance, LPSTR lpCmdLine, int nCmdShow)
{
    HWND hwnd; // дескриптор окна
    MSG msg;   // структура сообщения
    WNDCLASS w; // структура класса окна
    memset(&w, 0, sizeof(WNDCLASS)); // очистка памяти для структуры
    w.style = CS_HREDRAW | CS_VREDRAW;
    w.lpfnWndProc = WndProc;
    w.hInstance = hInstance;
    w.hbrBackground = CreateSolidBrush(0x00FFFFFF);
    w.lpszClassName = _T("MyClass");
    RegisterClass(&w); // регистрация класса окна
    // Создание окна
    hwnd = CreateWindow(_T("MyClass"), _T("Сумма двух чисел"),
        WS_OVERLAPPEDWINDOW,
        500, 300, 500, 380,
        NULLNULL, hInstance, NULL);
    ShowWindow(hwnd, nCmdShow); // отображение окна
    UpdateWindow(hwnd);         // перерисовка окна
    // Цикл обработки сообщений
    while (GetMessage(&msg, NULL, 0, 0)) {
        TranslateMessage(&msg);
        DispatchMessage(&msg);
    }
    return msg.wParam;
}
// Функция обработки сообщений
LRESULT CALLBACK WndProc(HWND hwnd, UINT Message, WPARAM wparam, LPARAM lparam)
{
    HDC hdc;
    HINSTANCE hInst;
    PAINTSTRUCT ps;
    static HWND hBtn; // дескриптор кнопки
    static HWND hEdt1, hEdt2; // дескрипторы полей редактирования
    static HWND hStat; // дескриптор статического текста
    TCHAR StrA[20];
    int a, b, sum, Len;
    switch (Message) {
    case WM_CREATE: // сообщение создания окна
        hInst = ((LPCREATESTRUCT)lparam)->hInstance; // дескриптор приложения
        // Создаем и показываем первое поле редактирования
        hEdt1 = CreateWindow(_T("edit"), _T("0"),
            WS_CHILD | WS_VISIBLE | WS_BORDER | ES_RIGHT, 50, 50, 60, 20,
            hwnd, 0, hInst, NULL);
        ShowWindow(hEdt1, SW_SHOWNORMAL);
        // Создаем и показываем второе поле редактирования
        hEdt2 = CreateWindow(_T("edit"), _T("0"),
            WS_CHILD | WS_VISIBLE | WS_BORDER | ES_RIGHT, 150, 50, 60,
            20, hwnd, 0, hInst, NULL);
        ShowWindow(hEdt2, SW_SHOWNORMAL);
        // Создаем и показываем кнопку
        hBtn = CreateWindow(_T("button"), _T("Рассчитать"),
            WS_CHILD | WS_VISIBLE | WS_BORDER,
            50, 100, 120, 30, hwnd, 0, hInst, NULL);
        ShowWindow(hBtn, SW_SHOWNORMAL);
        // Создаем и показываем поле текста для результата
        hStat = CreateWindow(_T("static"), _T("0"), WS_CHILD | WS_VISIBLE,
            150, 180, 120, 20, hwnd, 0, hInst, NULL);
        ShowWindow(hStat, SW_SHOWNORMAL);
        break;
    case WM_COMMAND:  // сообщение о команде
        if (lparam == (LPARAM)hBtn)    // если нажали на кнопку
        {
            Len = GetWindowText(hEdt1, StrA, 20);
            a = StrToInt(StrA); // считываем число из первого поля
            Len = GetWindowText(hEdt2, StrA, 20);
            b = StrToInt(StrA); // считываем число из второго поля
            sum = a + b;  // находим сумму двух чисел
            SetWindowText(hStat, IntToStr(sum)); // выводим результат в статическое поле
        }
        break;
    case WM_PAINT// перерисовка окна
        hdc = BeginPaint(hwnd, &ps); // начало перерисовки
        TextOut(hdc, 50, 20, _T("Введите два числа"), 18); // вывод текстовых сообщений
        TextOut(hdc, 50, 180, _T("Результат:"), 10);
        EndPaint(hwnd, &ps); // конец перерисовки
        break;
    case WM_DESTROY// закрытие окна
        PostQuitMessage(0);
        break;
    default: // обработка сообщения по умолчанию
        return DefWindowProc(hwnd, Message, wparam, lparam);
    }
    return 0;
}

Результат выполнения программы
Прокрутить вверх